Книга Нормана Дойджа «Пластичность мозга» [3 главы из 11]

[заметка дополняется по ходу чтения книги]

Считалось, что мозг как машина — у него есть отделы, которые отвечают за разные области функции. Если один отдел вышел из строя, то функция, за которую он отвечал, теряется навсегда.

Некоторые исследования показали, что отделы мозга работают по-другому.

В мозге действительно есть зоны, но они могут меняться и перестраиваться. Зоны конкурируют между собой: если одна зона больше не используется — её «захватывают» соседние области. Если одна из областей начинает использоваться активнее других — она расширяется.

Если перестать пользоваться пальцем, то его зону в мозге захватят зоны других пальцев, чтобы драгоценное пространство не простаивало без работы.

Глава 1

  1. У женщины из-за побочного действия лекарства отказал вестибулярный аппарат, из-за этого её постоянно шатало и она не могла стоять ровно.
    Ученые сделали для неё специальный шлем, который выполнял функции вестибулярного аппарата — он регистрировал сигнал о положении и передавал её на пластинку на языке. С помощью шлема женщина смогла стоять ровно. А после того, как снимала его, какое-то время ещё наблюдался остаточный эффект. Этот эффект с каждым использованием шлема постепенно нарастал и в итоге женщина смогла обходиться без аппарата.
  1. По этому же принципу другой учёный собрал камеру, которая помогала видеть незрячему человеку через кожу. Слепые от рождения люди смогли видеть очертания объектов и различать людей.
  1. При инсульте повреждается часть мозга и теряются все функции, за которые отвечали повреждённые участки. Когда у отца одного учёного произошёл инсульт и он потерял возможность базовых функций. Но учёный не сдался и решил подойти к восстановлению с применением принципа пластичности. Он начал заниматься с отцом как с младенцем — поднимать руки, потом ползать по стенке и постепенно усложнять упражнения. Переобучение заняло месяцы рутинного труда, но отец в итоге полностью поправился.
  1. Ученые находили повреждения в мозге у людей с одинаковыми травмами. У невидящих в одном месте, у неслышащих — в другом. Так учёные сделали вывод, что есть «карта мозга» — каждая зона отвечает за свою функцию.
    Правда, остальные ученые долго не хотели принимать новую теорию.
  1. У кошки тестировали зрительный нерв — регистрировали активность в зоне мозга, которая отвечала за зрение. Аппарат показывал активность, когда кошке показывали изображение — значит, в этом участке происходила активность. Но потом случайно ученый задел лапу кошки и аппарат снова показал активность. Значит, этот участок отвечает за несколько функций.

Глава 2

Барбара провела всю жизнь как в тумане: у неё были проблемы с логикой и с восприятием новой информации, ей было трудно сосредоточиться. Её мозг тоже работал как-то неправильно, но в этом случае нельзя было зайти через компенсацию, как в предыдущих примерах. Поэтому она зашла через упорство и многократное повторение: её приходилось прикладывать в десять раз больше усилий, чем своим сверстникам, лишь бы только не отставать от них.

Подход дал хорошие результаты и Барбара поступить в университет и даже получить учёную степень. Она излечилась сама, а потом открыла школу для особых детей. Перед началом учёбы каждый ребенок проходит тестирование вплоть до сорока часов, чтобы понять, какие именно зоны мозга развиты хуже остальных. На основе тестирования составляется специальная программа.

Ученики учатся определять время по часам с 10 стрелками, учат читать и писать сложные иероглифы, чтобы задействовать и развить нужные области мозга. Такой подход помогает ученикам, которым ничего не помогало и которые считались отстающими. Школа помогла им обучиться и сделать нормальную карьеру.

Глава 3

Карта нейронов в головном мозге: за каждый орган и участок кожи отвечает отдельная область в мозге.

В развитие мозга есть периоды активности. Ученые зашили глаз новорожденному котёнку — в итоге он так и остался незрячим. Мозг в период критической активности не научился воспринимать сигналы от глаза. Если гусята после рождения проводят время с человеком, а не с матерью, то будут привязаны к нему всю жизнь.

Зоны в мозге конкурируют между собой. Если одна зона больше не используется — её «захватывают» соседние области. Если одна из областей начинает использоваться активнее других — она расширяется. Если перестать пользоваться пальцем, то «его» зону захватят зоны других пальцев. Чтобы драгоценное пространство мозга не простаивало без работы.

Это же относится к обучению и вредным привычкам. Когда действие повторяется много раз, то оно усиливает нейронные связи. Если перестать это делать, то связи постепенно ослабевают.

Зоны в мозге постоянно меняются. Сделанная сегодня карта завтра уже не действительна.

Зоны в мозге от соседних органов находятся рядом. Это связывают с тем, что эти нейроны обычно активируются одновременно или в одной последовательности.

Несмотря на единичные эксперименты, показывающие возможность пластичности мозга, до 70-х годов научное сообщество не верило в эту концепцию и не признавало труды ученых, занимающихся ей.

Ученые изучили детей с отставанием в развитие. Для каждого проявления такого отставания они локализовали проблемы на уровне поступления сигналов в мозг. И эти знания использовали для разработки специальных компьютерных тестов с элементами игр.

Дети, занимавшиеся с этими программами по 1-2 в день на протяжении 8 недель, показывали улучшение в успеваемости и вместе с тем в общем самочувствии. Когда проблемы уходили, они становились общительнее и более активными.

Эти программы помогали даже детям с аутизмом. Что подвигло ученых уделить отдельное внимание изучению аутизма. Они заметили возрастающее количество детей с аутизмом. И, хотя аутизм сильно зависит от генов, такой рост не может обуславливаться только генами. Должны быть какие-то внешние факторы

Один из факторов предположительно — это белый шум окружающего мира — шум дороги, аэропорта или даже обычных бытовых вентиляторов. Этот шум сокращает время критического периода (когда идёт развитие), и мозг остаётся с недоразвитой картой нейронов. В таком случае один внешний импульс может активировать целые области в мозге, вместо одного определённого места. Возможно, так проявляется гиперчувствительность, например, к звуками или прикосновениям.

Share
Send
 9   12 d   книги
Popular